Советский архитектор, дизайнер. Почетный член Академии архитектуры УССР. Лауреат Сталинской премии второй степени (1950). Президент Академии архитектуры СССР (1955–1956). Лауреат Государственной премии СССР (1967).
Александр Васильевич Власов родился в селе Большая Коша Тверской области в семье ученого-лесовода. Профессия отца оказала сильное влияние на формирование взглядов будущего архитектора, который был не просто страстным любителем природы, но стал одним из лучших специалистов по ландшафтной архитектуре в нашей стране.
В 1918 году заканчивает Московской гимназию, в 1920 — поступает на архитектурное отделение Московского политехнического института (МПИ).
Архитектурное образование длилось необычно долго. А. Власов обучался восемь лет, в течение которых МПИ претерпел ряд организационных преобразований. Интересен еще один факт: Власов оказался первым юношей, который поступил на архитектурное отделение МПИ, так как до этого там обучались только девушки, перешедшие в него из Московского женского политехнического института, предшественника МПИ. Причина столь длительного пребывания А. Власова на студенческой скамье неизвестна, но известно, что проекты 1920–1922 годов выполнены под руководством И. Голосова, который преподавал на младших курсах пропедевтику и оказывал, судя по воспоминаниям бывших студентов, сильное влияние на архитектурную молодежь своим темпераментом. Влияние И. Голосова легко обнаруживается в ранних проектах молодого архитектора, таких как конкурсный проект Дворца Советов 1932 года. Студент Александр Власов слыл среди однокашников не только хорошим графиком, но и вдумчивым исследователем исторических стилей.
В 1928 году Александр Васильевич заканчивает Институт гражданских инженеров (ныне МВТУ) с дипломом инженера-строителя. Дипломом, выполненным на тему «Дворец труда в Днепропетровске», руководил Н. Марковников. С 1928 по 1933 год Власов преподавал в МВТУ, а с 1931 по 1932 — в АСИ (Архитектурно-строительный институт). А. В. Власов становится одним из учредителей ВОПРА (Всероссийское объединение пролетарских архитекторов). ВОПРА представляло собой максимально политизированное объединение, которое выдвигало своей целью идеологический контроль за архитектурой, включая борьбу против антипролетарских объединений. Но основной для А. В. Власова была всё же профессиональная деятельность.
В 1930-х годах молодой архитектор участвовал во всех профессиональных конкурсах. Во главе бригады архитекторов А. В. Власов выполнил проекты Дворца Советов, взявшие первую и четвертую премии. Создал 12 различных конкурсных вариантов и множество проектов Комвуза на Ленинских гора (1930–1935). В те же годы Власов принимает активное участие в конкурсах проектов театральных зданий: делает проекты театра массового действа в Харькове, театра в Ростове-на-Дону, театра в Иваново-Вознесенске (единственный реализованный), проект театра имени Немировича-Данченко для Москвы.
С юности призванием Александра Васильевича было градостроительство и садово-парковые ансамбли. Власов обладал тонким чувством гармонизации больших пространств, умело создавая архитектурные ансамбли в единстве с окружающей средой. Примерами могут служить созданные им знаменитый парк имени Горького, единственный в то время в Москве висячий — Крымский мост, стадион в Лужниках, жилой район на Юго-Западе, Ботанический сад АН УССР. В 1937 году на международной выставке в Париже за работу над ЦПКиО А. В. Власов был удостоен «Гран при».
Во время Великой Отечественной войны вместе с Академией архитектуры Власов эвакуировался в Чимкент, где решал проблемы по восстановлению разрушенных городов. Там же он создал проект генплана центрального городского парка культуры и отдыха для Чимкента, работал над проектами малых архитектурных форм для этого парка.
Весной 1944 года А. В. Власов становится главным архитектором Киева. Его проект по восстановлению главной улицы города — Крещатика — победил на конкурсе и был реализован.
В 1954 — А. Власов становится главным архитектором Москвы. Он выходит на уровень еще более крупного градостроительного масштаба — под его руководством осуществляются планировка и застройка Юго-Западного района и спортивного комплекса в Лужниках, завершая начатые еще в 1930-е годы проекты ЦПКиО. Архитектура отдельных зданий как бы отходит на второй план, следуя генеральной линии архитектурной перестройки на типизацию строительства. Если так называемые «красные линии», достроенные по проекту А. Власова в квартале № 13 Юго-Запада, олицетворяют закат сталинского ампира, то объекты Лужников можно отнести уже к переходному периоду индустриальной архитектуры.
Все работы А. В. Власова представляют собой органичное соединение архитектуры, скульптуры и живописи. Мастер очень трепетно относился к идее синтеза искусств, считая ее необходимой для любого вида творческой деятельности. В своем творчестве Власов сочетал внимание и любовь к мельчайшим деталям, создавая филигранное кружево в камне (Белый зал Центрального Дома Архитектора ), с размахом градостроительных композиций, превращающихся в изумительные городские парки.
В 1955 году Власов был избран президентом Академии архитектуры СССР, а в 1961 стал первым секретарем Союза архитекторов СССР. А. В. Власов является автором (как единственным, так и в составе творческих коллективов) свыше ста пятидесяти проектов и построек. Архитектура Александра Васильевича Власова оставила заметный след в облике столицы России.