Русский и советский архитектор и книжный график.
Сергей Николаевич Грузенберг родился в Тифлисе. В 1906 году окончил классическую гимназию и в том же году поступил на архитектурное отделение Политехнического института в Мюнхене.
По окончании учёбы работал в Петербурге у архитекторов Гингера и Фомина. С 1912 года был уполномоченным по архитектурной части Комиссии по охране памятников искусств и старины. Участник Еврейского общества поощрения художеств.
В июне 1919 года С. Н. Грузенберг переехал в город Екатеринослав и стал профессором кафедры архитектуры Еврейского Политехнического института (ЕПИ), где работал до 1921 года. Поступая туда, он предоставил отзывы академиков А. Бенуа и И. Фомина. Александр Бенуа писал: «Известные мне труды Сергея Николаевича… представляют, на мой взгляд, совершенно выдающиеся работы … они занимают обособленное положение своими высокими техническими достоинствами». Профессор И. Фомин отмечал: «…Сергей Николаевич Грузенберг известен мне как отличный архитектор, как талантливый рисовальщик и знаток стилей и истории искусств. Я могу рекомендовать его горячо как преподавателя в класс композиции по архитектуре…».
С 1922 года работал в Москве.
С. Н. Грузенберг входил в объединение «Мир искусства». Начиная с 1909 года он участвовал во многих выставках: «Союз русских художников», «Мир искусств» и других, где выставлял графику и архитектурные фантазии.
Занимался иллюстрацией книг: «Декамерон», «Тысяча и одна ночь», стихи Верлена, лицейские стихотворения А. С. Пушкина, «Адмиралтейская игла» Б. Садовского, «Пять лет Советской власти» и другие. Рисовал для журналов «Сатирикон», «Крокодил», «Красная нива».
Изготовлял графические миниатюры и экслибрисы. Выполнил ряд образцов денежных знаков (1924). По заказу монетного двора разработал аверс и реверс трёхкопеечной монеты. Произведения Грузенберга экспонировались в 1925 году в Париже на Международной выставке художественно-декоративных искусств. С 1932 года до своей смерти в 1934 году был художником Реввоенсовета СССР.
В 1920–1930-х годах работал в стилистике конструктивизма. По его проекту в Иваново-Вознесенске (с 1932 года Иваново) возведён жилой комплекс из 4 домов, формирующих целый квартал — дома для рабочих фабрики «Красная Талка» (1928–1929). Также, построен жилой дом текстильного треста 1933 года в формах, переходных от конструктивизма к классицизированному стилю 1930-х годов по улице Ленина 62. Угол дома, выходящий на перекрёсток, повышен дополнительным этажом и акцентирован угловыми балконами; 30-квартирный квартирный дом в Пограничном переулке 1934 года постройки.
Избранные проекты и постройки