Грузенберг Сергей Николаевич (Ноевич) (1888-1934)

Русский и советский архитектор и книжный график.

Сергей Николаевич Грузенберг родился в Тифлисе. В 1906 году окончил классическую гимназию и в том же году поступил на архитектурное отделение Политехнического института в Мюнхене.

По окончании учёбы работал в Петербурге у архитекторов Гингера и Фомина. С 1912 года был уполномоченным по архитектурной части Комиссии по охране памятников искусств и старины. Участник Еврейского общества поощрения художеств.

В июне 1919 года С. Н. Грузенберг переехал в город Екатеринослав и стал профессором кафедры архитектуры Еврейского Политехнического института (ЕПИ), где работал до 1921 года. Поступая туда, он предоставил отзывы академиков А. Бенуа и И. Фомина. Александр Бенуа писал: «Известные мне труды Сергея Николаевича… представляют, на мой взгляд, совершенно выдающиеся работы … они занимают обособленное положение своими высокими техническими достоинствами». Профессор И. Фомин отмечал: «…Сергей Николаевич Грузенберг известен мне как отличный архитектор, как талантливый рисовальщик и знаток стилей и истории искусств. Я могу рекомендовать его горячо как преподавателя в класс композиции по архитектуре…».

С 1922 года работал в Москве.

С. Н. Грузенберг входил в объединение «Мир искусства». Начиная с 1909 года он участвовал во многих выставках: «Союз русских художников», «Мир искусств» и других, где выставлял графику и архитектурные фантазии.

Занимался иллюстрацией книг: «Декамерон», «Тысяча и одна ночь», стихи Верлена, лицейские стихотворения А. С. Пушкина, «Адмиралтейская игла» Б. Садовского, «Пять лет Советской власти» и другие. Рисовал для журналов «Сатирикон», «Крокодил», «Красная нива».

Изготовлял графические миниатюры и экслибрисы. Выполнил ряд образцов денежных знаков (1924). По заказу монетного двора разработал аверс и реверс трёхкопеечной монеты. Произведения Грузенберга экспонировались в 1925 году в Париже на Международной выставке художественно-декоративных искусств. С 1932 года до своей смерти в 1934 году был художником Реввоенсовета СССР.

В 1920–1930-х годах работал в стилистике конструктивизма. По его проекту в Иваново-Вознесенске (с 1932 года Иваново) возведён жилой комплекс из 4 домов, формирующих целый квартал — дома для рабочих фабрики «Красная Талка» (1928–1929). Также, построен жилой дом текстильного треста 1933 года в формах, переходных от конструктивизма к классицизированному стилю 1930-х годов по улице Ленина 62. Угол дома, выходящий на перекрёсток, повышен дополнительным этажом и акцентирован угловыми балконами; 30-квартирный квартирный дом в Пограничном переулке 1934 года постройки.

Избранные проекты и постройки
  •  Проект реставрации Петровской кунсткамеры, Санкт-Петербург
  •  Проект реставрации «Галереи российских императоров», Санкт-Петербург
  •  Проект памятника Петру Великому (первая и вторая премии на Всероссийском конкурсе), Санкт-Петербург
  •  «Мавзолей-колумбарий жертвам контрреволюции в Екатеринославе» (конкурсный проект 1920 год), Екатеринослав
  •  Павильон Центрального управления лесной промышленности на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Москве (1923 год, соавтор А. Я. Лангман)
  •  Проект завода «Фрезер», Москва
  •  Проект здания Института Маркса и Энгельса, Москва
  •  Проект первого крематория, Москва
  •  Ивановская ГРЭС, Комсомольск
  •  Соцгородок ИвГРЭС, Комсомольск
  •  Подстанция ИвГРЭС, Иваново
  •  Проект квартала жилых домов, ограниченный проспектом Ленина, улицей Большой Комсомольской и Пограничным переулком, Иваново
Публикации
  •  С. Грузенберг. «Альбом кладбищ»
  •  С. Грузенберг. «Альбом домовых церквей»
  •  Графика / Пояснит. текст проф. А. А. Сидорова М., Изд-во `Наука`, 38 л. ил., 1922 г.
  •  Грузенберг, Сергей. — Книжные знаки. — М.: Художественная печать, 1924. — 21с
http://culture37.ru/?architector=%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D0%B1%D0%B5%D1%80%D0%B3-%D1%81-%D0%BD